Художественные галереи бывают разные, но такой, пожалуй, нет нигде больше в Сибири. На днях в одном из дворов Центрального района Новосибирска (точный адрес: Вокзальная магистраль, 18) открылась "White Cube Gallery", представляющая собой… обычный гараж. Корреспондент MORS’а поговорила с куратором галереи Константином Скотниковым о новом прибежище искусства, о судьбах современных художников и культуре в Сибири.
Гараж советских времен, два на три на два с половиной метра, в меру ржавый, купленный на берегу Оби за шесть тысяч рублей художниками Константином Скотниковым (Нск) и Лукасом Пушем (Вена). Ими же припертый во двор дома Скотникова. Ими же выкрашенный, разумеется, в белый цвет. Украшенный веселенькой вывеской с разноцветными лампочками… Ими же провозглашенный платформой искусств сибирских и международных художественных аутсайдеров.
Соседи Константина Скотникова не против – перед установкой гаража художники, друзья и сочувствующие провели субботник, вывезли с крохотного пятачка двора, заросшего хреном, десятки мешков мусора и не вмещающееся в сознание количество бутылок из-под водки. Говорят, что двери (ворота?) "White Cube Gallery" будут открыты для всех. Бюджета у gallery нет, поэтому приглашаются художники-энтузиасты, готовые делать все своими руками. Выставки обещано обновлять раз-два в месяц. Откроет деятельность "Белого Куба»" первого сентября Татьяна Абанина – молодая художница из группы "Бабушка после похорон" выставкой "Конь в букваре".
Скотников известен как всесибирский пособник современному искусству. Он куратор экспозиционно-образовательной программы "Галерея современного искусства АртЧетверг", директор автономной некоммерческой организации "Бюро актуальной культуры". Его работы находятся в коллекциях современного искусства многих музеев. Он преподает художественные премудрости школьникам и студентам, всячески поддерживает молодые таланты… При каждой нашей встрече я нудно выпытываю у него, что такое современное искусство и есть ли оно в Новосибирске?
— Современное искусство в Новосибирске оставляет желать лучшего... Впрочем, здесь живут и работают несколько художников, которые соответствуют статусу современного художника. Фигура номер один – Вячеслав Мизин, лидер группы "Синие носы", правда, он работает и в Новосибирске, и в Москве. Существует некоторая генерация молодых интересных художников, но они не раскручены, не проявлены, и если я назову несколько фамилий, они окажутся неизвестны широкому кругу, а ведь это такие интересные художники, как Артем Лоскутов, Константин Еременко, Юрий Артюшкин, Татьяна Бокова, Ольга Тээр, Анна Яркова… Надо сказать, кстати, что они живут достаточно тяжелой (по нынешним гламурным временам) жизнью, причем некоторые – сверхтяжелой, просто в аду каком-то живут, на грани нервного срыва, и многие вынуждены работать не по специальности.
— Напрашивается сравнение с Питером начала 80-х. Рок-музыканты жили на грани нервного срыва, играли квартирники и работали в кочегарке…
— Но в Петербурге культурная ситуация другая, а здесь художники обособлены, раздроблены и связующим звеном является лишь ваш покорный слуга...
Я не сказал еще об одной категории – существует генерация старших товарищей. Они тоже, в известном смысле, не достаточно раскручены и не в полной мере реализованы – это такие очень интересные авторы, как Андрей Чернов, Сергей Гребенников, Сергей Беспамятных, Андрей Курченко, Алексей Лещенко. Всем им далеко за сорок, некоторым под пятьдесят, но они по стандартам Союза художников считаются какими-то чуть ли не начинающими, а ведь если говорить о современном искусстве, это ж ветераны, в общем-то! Но, опять же, немногие из перечисленных "ветеранов" показывали свои работы в Москве и за рубежом, а если это и было, то эпизодически, буквально одна-две выставки.
… Союз художников так себя позиционирует, что говорить о том, что он занимается современным искусством очень сложно. В течение нескольких лет ведется тяжба между старым Союзом художников и новым Союзом художников. Причем обсуждаются вопросы в основном материальные и хозяйственные: мастерские, выставочные залы и т.д. И никаких идеологических разговоров! А ведь художественная жизнь в Новосибирске на практике никак не актуализирована, то есть художник не является актуальным персонажем в культсреде. Слово художника не является месседжем харизматика. Да и вообще в России, а в Новосибирске и тем более.
— А почему, кстати, в творческих союзах сплошь и рядом конфликтные ситуации? Творческим личностям трудно объединяться или время профсоюзов вообще ушло?
— Вынужден признать: все дело в голове. Видимо, сами художники еще не до конца и не точно определили свое место, статус и позицию в обществе. Это происходит от недостаточности сил, интеллектуальных кондиций, короче, пока не доросли. Фигура художника, и вообще деятеля в сфере современного искусства, не актуализирована, на нее не сформирован спрос.
— Но ведь по классической формуле "Спрос рождает предложение", значит, новосибирским художником ждать придется долго…
— А может "рождаеТСЯ предложениеМ"? Это две стороны одной медали. Спрос тоже можно стимулировать. Например, "Кока-Кола" – прекрасно жили без нее, потом она была изобретена, и теперь ее все хлебают, полезно это или нет.
— Значит, нынешний художник должен иметь представление о маркетинге и брендинге?
— Да. Должен быть либо сам себе менеджер, либо должна возникнуть генерация менеджеров, которая еще не сформировалась, искусствоведов, которых тоже нет… да даже людей, пишущих об искусстве, тоже почти нет!
— Допустим, я приезжаю из другого города, и хочу посмотреть достижения Новосибирска Художественного. Куда мне идти? В "Картинку"…
— Художественный музей сейчас это называется… Ну, куда пойти еще? У нас работает три художественные галереи: "Старый Город", Галерея Che и NO SOAP, переехавшая на Чаплыгина, 53. "Альт-галерея", как я слышал, перешла в квартирный режим, на время ремонта большого зала филармонии. Кроме того, существуют выставочный зал пресс-центра журнала "Эксперт-Сибирь" на Державина, 28. Выставочно-информационный центр архитектурной академии на Красном проспекте, 38. "Сибирская береста" на Свердлова, 21. На Свердлова, 13 – выставочный зал Союза художников… На левом берегу, по-моему, ничего нет…
— "Сибирские мастера".
— Действительно, на левом берегу есть галерея "Сибирские мастера", на Брюллова, 6а…
Если задаться целью обойти эти, пусть и немногочисленные, площадки, то мало не покажется.
— То есть для Новосибирска - достаточно?
— Нет, хорошего много не бывает. Конечно, не достаточно, но что-то есть.
— Почему из Новосибирска уезжают талантливые люди? Город маленький? Или денег мало? Или не могут реализовать свои проекты и устают?
— Ответ на поверхности – здесь недостаточно востребованы такие пассионарные личности. Они не получают ни моральной, ни материальной компенсации за свою деятельность. Нет ни одного художественного печатного органа, нет ни газеты, ни журнала, ТВ-передачи. На художественной карте Новосибирск почти белое пятно, несмотря на то, что конкретные люди есть. И талантливые, и способные, и пожилые, и молодые… То есть, он не совсем мертвый город, но не развитый. Как же так? Существует такое мнение, что Новосибирск – город приезжих и людей "перекати-поле", вся интеллигенция здесь – и гуманитарная, и техническая, в первом поколении, в самом лучшем случае – в третьем…
— Город-то молодой…
— Молодой в плохом смысле. Человека молодость красит, а вот город… И те, кто работает, болеет, радеет о культуре, они тоже как-то, волею судеб, привыкли к такому положению вещей. От этих сердобольных, хороших, честных тоже не добьешься каких-то серьезных революционных изменений. Это опять отсыл к нашим творческим союзам… Они хотят, чтобы все было хорошо, чтобы искусство процветало, чтобы все они были востребованы, но сделать реально какие-то конструктивные шаги, привлечь инвесторов, начать какой-то проект, который всех бы привлек – со всей Сибири, или даже со всей Азии…
— Если бы была возможность что-то изменить в городе. Что-то добавить или убрать? Может быть, не что-то, а кого-то?:)
— Нет, руки в крови пачкать не желаю:). Новосибирску необходим большой художественный проект. Большое строительство. А то как грибы растут торговые мегацентры, а нужен выставочный центр – современный, полифункциональный художественный улей.
P.S. Следующим летом "White Cube Gallery" переедет в Вену (на грузовике ЗИЛ). Привет передвижникам :). А Новосибирск остается ждать большого художественного строительства.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 9738 | комментариев:0