XI Рождественский фестиваль искусств завершился в Новосибирске грандиозным концертом золотого сопрано России Хиблы Гезмавы и новосибирского симфонического оркестра.
XI Рождественский фестиваль искусств, проходивший в Новосибирске с 1 по 11 декабря, представил программу из 19 событий и объединил более 10 тысяч зрителей. Все меропрития собрали аншлаги, показавшие, что пресловутый кризис не разрушает потребность в прекрасном, а, скорее, наоборот.
И все же этот форум значительно отличался от предыдущих. О концептуальных отличиях не раз говорила его руководитель Татьяна Людмилина: «Нынешний фестиваль положил начало новым направлениям и течениям. Мы попытались совместить несовместимое — драматический театр, музыку и современное искусство». Так, музыкально-графический перформанс «Посвящения» из Польши продемонстрировал взаимопроникновение музыки и пространства, а немецкий экспериментальный проект «Новая анатомия» соединил Велимира Хлебникова и Даниила Хармса с классиком немецкой литературы Христианом Моргенштерном и окунул их в поток ультрасовременной джазовой музыки.
Есть и нумерологическая необычность фестиваля. XI — совсем не круглая цифра, но рождественский фест 2016 года по сути юбилейный. Ведь ровно 20 лет назад, в 1995-м, рождественский месяц декабрь заложил традицию встреч с лучшими достижениями сценического искусства России — гарантированно и регулярно раз в два года. На протяжение всего этого времени главные духовные впечатления черпались именно здесь, и не надо было ездить в столицы за культурным контекстом. Даже не верится, что новосибирцы воочию могли увидеть шестичасовые спектакли Додина и Някрошюса, золотомасочные шедевры, Фоменок тогдашней закалки…
Главной составляющей рождественского фестиваля было драматическое искусство. Музыка, хотя и не уступала по качеству, прилагалась. Как все же фестивальная программа зависит от места работы ее автора, то есть руководителя фестиваля. С переходом Татьяны Людмилиной с должности директора театра «Глобус» на должность директора филармонии туда автоматически переместилась и штаб-квартира рождественского феста. За дело взялась новая команда организаторов, и фестиваль стал музыкальным. Драматическая афиша по сравнению с этим показалась сверстанной наудачу. Конечно, никому не придет в голову ставить данный факт в минус, и никто не забывает, что у нас все-таки кризис.
Драматическую программу 2016 года многие назвали ностальгической. Она пришлась по душе тем, кто застал эпоху шестидесятников с их особым пониманием свободы. Народный артист РФ Александр Филиппенко начал свой «Демарш энтузиастов» с вопроса: «Какие события были главными для шестидесятников?». — «Гагарин! Высоцкий! Кукуруза!», — понеслось из зала. «Тогда уже решили разрешить, но еще не придумали, как запретить», — напомнил артист, создавая ретро-настроение с помощью выдающихся фигур той эпохи — Высоцкого, Бродского, Окуджавы, Аксенова, Довлатова и ныне живущих Губермана и Жванецкого. Силой своей личности он становился вровень с ними, при этом ни на минуту не давая забыть, как уникален был каждый из них.
Александр Филиппенко, пританцовывая и жмурясь под джазовые ритмы, завораживая своей особой платикой, тонкой и выразительной мимикой, предлагал аудитории помолодеть вместе с ним, окуная туда, в ту эпоху, когда парткомы шибко не любили джаз «за импровизацию, которую нельзя контролировать». Или когда на пьяной кухне делились последней рубахой, а потом писали доносы в КГБ. Но время необратимо, а старость чаще заставляет вспоминать, чем заглядывать в будущее. Все самое главное в искусстве фигуранты XI Рождественского фестиваля уже совершили, и теперь едут в карете прошлого. Их ровесники-зрители стремятся не на названия, а на имена.
Народная артистка РФ Ольга Волкова — имя. «Оптимистический театр» поставил известную пьесу Джона Патрика «Как пришить старушку» специально на нее. Пьеса популярна потому, что дает возможность пожилым актрисам доказать, что им по силам лихо танцевать под патефон и что любящая душа — главная сила на земле. Но финальный выход в белом платье и шляпке воспринимается не иначе, как ностальгический, и даже как прощание по утраченному. Сколько бы чудаковатая старушка Памела Кронки ни разворачивала своих случайных попутчиков лицом к свету, время ее ушло.
Народные артисты России Евгения Симонова и Сергей Гармаш представляли театр «Современник», который организаторы фестиваля давно хотели видеть в своей афише, но не все так просто. И вот звезды вышли на сцену в «Пяти вечерах». Они в полтора раза старше своих героев, которым по тексту — 38 лет, и от возраста в нетленной пьесе Александра Володина отвлечься проблематично. Потому что это только середина пути, когда еще возможно построить личную жизнь, пусть и через 17 лет разлуки. В какой бы прекрасной форме ни находились мастера, они слегка запоздали с этими ролями. Юная Дарья Белоусова в роли Кати — легкой, огневой, зажигательной, пританцовывающей — смотрелась куда органичнее. «Пять вечеров» получились про то, что всему свое время, и ничего нельзя вернуть, как бы главный дуэт ни уверял в обратном.
Поклонникам, выросшим на их фильмах, неважно, что упущен момент расставания со сценой, который мог бы случиться раньше, чем станут заметны тяжесть походки, сбивчивое дыхание, потеря ритма. Рождественский фестиваль тоже вступил в почтенный возраст, но в данном случае возможна вторая молодость. Тем более его организация по-прежнему остается на высшем уровне, и гости изумляются: «Такой фестиваль — и в наше время?».
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
03.12.2015 «Страна 03»: сквозное ранение в голову |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8331 | комментариев:0